+7 495 740-29-89
Туроператор АС-тревел
Туроператор АС-тревел

Отзыв о туре Петербург — Выборг — Кронштадт
Санкт-Петербург — город морской славы

В шапке страницы: Санкт-Петербург, вид на Александровскую колонну и Дворцовую площадь через арку Главного штаба. Исходное фото: losch, лицензия: Attribution

Перед взором моим
Синева безбрежного моря.
Северная осень...
/Имубэ Роцу (1650—1739), японский поэт, ученик Басё/

Осень — не самое лучшее время для экскурсионных туров по России: для многих направлений сезон заканчивается, но всегда остаются «всесезонные» Золотое кольцо или Санкт-Петербург...

А Санкт-Петербург — это идея! Надо подробнее изучить предложения туроператоров и выбрать подходящую программу. Однако, не хочется Петербурга торжественного с дворцами и парками, Растрелли-Росси-Штакеншнайдером, сложными династическими отношениями, пригородными комплексами и неизбежным Петергофом.

У давно знакомой туристической компании  АС-тревел нашлось и такое предложение — тур «Санкт-Петербург — город морской славы» без дворцов и Петергофа, но с Кронштадтом и Выборгом.

Карта тура Санкт-Петербург — город морской славы

Особенности тура

Пятидневное (с дорогой семь дней) путешествие по предложенной программе можно рекомендовать тем, кто уже имеет представление о Петербурге. Для первоначального знакомства с городом, думаю, лучше подойдут более традиционные поездки.

Из особенностей можно выделить полностью свободный первый день: приехав утренним поездом и отметившись в гостинице, можно посвятить время, к примеру, посещению основных достопримечательностей, фотографированию обязательного набора туриста в Питере: Медного всадника, стрелки Васильевского острова, Летнего сада, Зимнего дворца и т. п. Вы не связаны ни жесткой эескурсионной программой, ни мнениями гида, ни временем. Смотрите то и тогда, когда захочется. У меня в планах было пройти (обязательно пешком) по основным улицам, набережным и мостам Питера, попытаться почувствовать город.

Музеев в Петербурге много и разных, но в этот раз я решил оставить их все в стороне (за исключением Кунсткамеры, в которую мне ранее дважды не удавалось попасть).

Совет: изучите программу следующих плановых экскурсий, чтобы без необходимости не посещать одно место дважды — и самостоятельно, и с гидом.

О размещении и еде: туристов заселяют в трехзвездочный отель Санкт-Петербург, расположенный на Пироговской набережной в начале Большой Невки — правого рукава дельты Невы, рядом с Литейным мостом, прямо напротив крейсера Аврора.

В стоимость тура включены завтраки (кроме первого дня) в основном ресторане отеля (шведский стол).

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург. Одна из скульптурных групп на Аничковом мосту

Рассказывать что-то о Петербурге? Не очень разумно. Этот город для каждого свой и вряд ли мои слова как-то помогут другому туристу. У меня сложные отношения с Питером, я его не понимаю. Город богатых фасадов и ужасных дворов, в чем-то высокомерный, в чем-то наивный, город с характером и это иногда пугает. Никогда не знаешь, какая из сторон города настоящая, а какая — только маска. В этот раз Петербург всячески пытался мне понравиться, предугадывая желания и улыбаясь в лицо. Я не был готов к такому приему. И лишь однажды, когда я переходил по Дворцовому мосту с Васильевского острова в центральную часть города, на самой середине Большой Невы вдруг чуть накрапывавший дождик сменился просто тропическим ливнем, а сильный ветер, несшийся над водой, стал гнать крупные капли почти горизонтально, чувствительно ударяя в бок, мне показалось, что это и есть настоящий Петербург, это было мгновение понимания...

Если вернуться к программе тура, в Северной столице она включала условно обзорную экскурсию (многие традиционные достопримечательности остались за рамками), посещение Петропавловской крепости и крейсера Аврора. Запланированное посещение Артиллерийского музея не состоялось и было (не очень равнозначно) заменено на «Домик Петра I». Пусть экскурсии велись разными гидами-экскурсоводами с разной программой, разными пониманиями и личными предпочтениями, историю Петербурга, именно как морского города, тур вполне раскрывает.

Зимний дворец (Эрмитаж)
Зимний дворец (Эрмитаж)
Ростральные колонны
Ростральные колонны
Фиванский сфинкс
Фиванский сфинкс
А Медный всадник все скачет по Гром-камню
А Медный всадник все скачет по Гром-камню
Исаакий
Исаакий
С Петропавловской крепости на Заячьем острове, собственно, и начинался Петербург. Собор с самым заметным шпилем Санкт-Петербурга начал возводиться в 1712 г. на месте деревянного храма
С Петропавловской крепости на Заячьем острове, собственно, и начинался Петербург. Собор с самым заметным шпилем Санкт-Петербурга начал возводиться в 1712 г. на месте деревянного храма
Фотогалерея

Отдельно хочется сказать об «Авроре». Она давно стала символом, иконой, из-за этого сохранилась и из-за этого же претерпевает сейчас все сложности: от нее отказался флот, но она не передана музею, находится в подвешенном состоянии. Старшекурсники-нахимовцы еще дежурят на крейсере, но судьба его не ясна.

Между тем, и без рокового выстрела в 1917 г. «Аврора» заслуживает памяти и почтения. Это боевой корабль, прошедший через все войны, переживший многое на своем веку. А век не мал. Решение о закладке принималось еще в позапрошлом веке, во время англо-российской гонки вооружений. Проект крейсера был чисто российским (конечно, с оглядкой на современные английские корабли) и создавались корабли на нынешнем Балтийском заводе, то есть в Санкт-Петербурге.

В российском флоте есть традиция преемственности названий, когда имя списанного корабля передается новому, принимаемому в строй. В XIX в. у России были еще парусные фрегаты Аврора, Диана и Паллада (та самая, о путешествии на которой написал свою книгу И. Гончаров). Парусный фрегат Аврора находился в строю до 1861 г. Когда в 1897 г. закладывались новые крейсера, лично император Николай II выбрал для них названия по именам римских богинь — Авроры, Дианы и Паллады, в память о старых заслуженных кораблях.

Аврора спущена на воду в 1900, а принята в строй в 1903 г. После испытаний крейсер попытались отправить в Тихий океан, в русский порт на Желтом море Порт-Артур (ныне китайский Люйшунь), но начавшаяся во время перехода война с Японией изменила планы, пришлось вернуться в Кронштадт. Позже крейсер все-таки отправили в Тихий океан для укрепления военно-морской группировки. 33 тыс. км прошла русская эскадра из Балтийского моря на Дальний Восток. Чтобы попасть во Владивосток ей нужно было пройти проливом у японского острова Цусима. Здесь и состоялось печально известное Цусимское сражения, в ходе которого японские корабли под командованием адмирала Хэйхатиро Того, вышедшие с Корейского полуострова, полностью разгромили русскую эскадру. Аврора, хоть и со значительными повреждениями после длительных артиллерийских дуэлей, оказалась одним из немногих уцелевших кораблей, обходя Японию, небольшой отряд кораблей отправился на Филиппины (тогда колонию США), в Манилу, где был интернирован американцами. Корабли были разоружены и встали на ремонт. В октябре 1905 им разрешили покинуть Манилу и корабли отправились на Балтику.

Между войнами Аврора активно использовалась в учебных, в том числе заграничных походах. С началом 1-й Мировой войны Аврора вносила вклад в оборону Финского залива, переходя между Ревелем (ныне Таллин, Эстония), Гельсингфорсом (ныне Хельсинки, Финляндия) и Кронштадтом. В активных боевых действиях Аврора участвовала в 1916 г. у Моонзунда (пролив Вяйнамери, Эстония), содействуя сухопутным войскам.

В 1917 г. крейсер был поставлен на капитальный ремонт. Вот почему он оказался в революционном Петрограде. Матросы активно участвовали в событиях февральской революции, среди них оказалось много большевиков, выступивших против Временного правительства. Ночью 25 октября 1917 г. матросы Авроры обеспечили захват и сведение Николаевского моста для возможности подхода восставших к Зимнему дворцу. Утром Аврора, стоявшая у Английской набережной, произвела выстрел в сторону Зимнего. Здесь историки расходятся: то ли по этому сигналу, то ли по другому выстрелу из Петропавловской крепости, то ли вообще без сигнала начался штурм дворца. Как бы то ни было, в советскую иконографию вошла именно Аврора, как символ октябрьского переворота.

После революции Аврора стала учебным кораблем. Великую отечественную крейсер встретил в Ораниенбауме, включившись в систему обороны Кронштадта. А вот орудиям главного калибра, снятым с корабля, пришлось повоевать. У Дудергофских высот была создана батарея из орудий Авроры, неделю державшая оборону против немецких танков, сражавшаяся до последнего снаряда.

Сама Аврора держала оборону от авианалетов, а после и артиллерийского обстрела, в результате повреждений крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда корбль подняли и отвели на ремонт. Любопытно, что Аврора тогда сыграла в кино роль другого знаменитого крейсера — Варяга. Была построена ложная четвертая труба и начались съемки фильма 1946 г. «Крейсер Варяг». В фильме можно увидеть реальные повреждения корабля после Великой отечественной войны (по сценарию так Варяг пострадал в 1904 г. у Чемульпо от японцев).

Восстановленной Авроре нашлось место стоянки в качестве паятника — на Большой Невке у нахимовского училища.

Корпус крейсера был деревянным, тиковым, стянутым латунными болтами. Естественно, преклонные годы и пережитые трудности износили корабль основательно. В 1980-х весь деревянный низ Авроры был срезан и заменен на сталь.

За свою историю Аврору много раз пытались списать, но она всегда возвращалась. И вот сейчас тучи над ней снова сгущаются. А ведь второго такого броненосного крейсера того времени попросту не найти. Это настоящий памятник. Памятник истории, памятник техники, памятник судьбе своей страны.

Крейсер Аврора
Крейсер Аврора
Крейсер Аврора. То самое орудие (вернее, орудие, установленное на месте того самого)
Крейсер Аврора. То самое орудие (вернее, орудие, установленное на месте того самого)
Крейсер Аврора
Крейсер Аврора
Фотогалерея

Выборг

Чтобы перейти к разговору о российском городе под латинской литерой W, нужно окунуться в историю глубже. Нынешняя Ленинградская область исторически какой-то общности не представляла, хотя вспоминаются какие-то названия «Ижора», «Ингрия», «Ингерманландия». Довольно обширный регион между Финским заливом и Ладожским озером был домом различным народам финно-угорской группы и дом этот оказался на пути торговых маршрутов, а значит, стратегически интересен. Древнерусская Новгородская республика называла эти места Вотской землей, включая в свой состав, но на нее претендовала и Швеция. И с тех времен регион станет ареной постоянных войн.

В 1293 г. шведский маршал и регент короля Торгильс Кнутссон основал мощную крепость — Выборгский за́мок. Этот год и считается датой основания Выборга. Хотя отечественные историки с давних времен пытаются найти русские корни Выборга, город основан как крепость как раз против России. По договорам с новгородцами Выборг оказался на шведской территории. Новгород вместе с Вотской пятиной будет покорен Московским княжеством. Неудачный ряд северных военных кампаний, предпринятых Иваном Грозным, на целый век отдаст земли шведам. Вернуться сюда сможет только Петр I. Петр маниакально стремился к западу и Балтике, основал в устье Невы Санкт-Петербург и в ходе Северной войны одну за другой захватил шведские крепости. Неожиданно Выборг снова оказался на стратегическом направлении, угрожая будущей столице Российской империи. Многократно в течение многих лет Петр предпринимал попытки захвата Выборга, пока генерал-адмирал Ф. М. Апраксин в 1710 г. не совершил из Кронштадта беспримерный двухдневный переход по льду к Выборгу, устроив осаду и дождавшись подкрепления с моря, заставил шведский гарнизон капитулировать. По Ништадтскому договору Выборг закреплен за Россией.

В царствование Александра I в Российскую империю вошло Княжество Финляндское и царь, проявляя милость к новым российским подданным, переподчинил Выборг Финляндии в 1811 г.

Когда Ленин не смог удержать Финляндию в Советской России, вместе с ней был потерян и Выборг. В ходе гражданской войны в Финляндии Выборг оставадся одним из последних оплотов краснофиннов, но шюцкоровцы достаточно жестоко подавили любые выступления.

Выборг быстро приобрел значительный вес среди всех финских городов, став транспортным, промышленным и культурным центром, вторым городом страны после Хельсинки по величине и значимости. Множество исторических зданий в городском центре относится к финскому периоду.

Между тем, восточный сосед — СССР — набирал силы. Советский Союз долго донимал Финляндию тайными и гласными предложениями и требованиями. Официально причиной была забота о безопасности Ленинграда: финская граница находилась очень близко к городу и в случае нападения с финской территории (имелись в виду, в первую очередь, германские войска) обеспечить оьорону второго по значимости города СССР было бы проблематично. В каждом обращении непременно высказывалось желание разместить советскую военную базу на мысе Ханко (Гангут), а позже все настойчивее выражались требования получить территории на Карельском перешейке (возможно в обмен на российские земли в Карелии). Финляндия спешно возводила систему укреплений (линию Маннергейма). Зимой 1939 г. началась советско-финская Зимняя война. В результате Финляндия потеряла территории на Карельском перешейке и свой второй по значимости город — Выборг.

Во 2-й Мировой войне (если Зимнюю войну не считать ее частью) Финляндия вошла на стороне Германии. В ходе наступления финны практически вышли на границы Финляндии времен объявления независимости, а если и продвигались дальше, но не глубоко и не активно, хотя и участвовали в блокаде Ленинграда. Линия фронта стабилизировалась к концу 1941 г. и продержалась вплоть до контрнаступления советских войск в 1944 г. С 41 по 44 гг. Выборг снова был в Финляндии, а с подписанием перемирия границы снова вернулись на позиции 1940-го г. Совсем недавно Выборгу присвоено звание «Город воинской славы».

После войны Выборг интенсивно восстанавливался, финская застройка с излюбленным стилем модерн разбавилась типовой советской.

Постсоветский период, как и в других уголках страны характеризовался полным развалом производства, но у Выборга есть особенность — Финляндия под боком и многих выручала приграничная торговля.

Что развивается в Выборге — это туризм и я привнес небольшую частичку в это развитие.

Круглая башня — немногое из того, что осталось от средневековой Выборгской крепости. Крепостные стены снесли, получив просторную рыночную площадь
Круглая башня — немногое из того, что осталось от средневековой Выборгской крепости. Крепостные стены снесли, получив просторную рыночную площадь
А вниз от Часовой башни идет улочка, называемая когда-то самой красивой улицой Финляндии
А вниз от Часовой башни идет улочка, называемая когда-то самой красивой улицой Финляндии
Выборгский замок — древнейшее защитное сооружение Выборга, начало возведения которого относят к 1293 г. Противостоять он должен был Новгороду, а после Московской Руси и России
Выборгский замок — древнейшее защитное сооружение Выборга, начало возведения которого относят к 1293 г. Противостоять он должен был Новгороду, а после Московской Руси и России
Основатель Выборга — шведский регент и маршал Торгильс Кнутссон
Основатель Выборга — шведский регент и маршал Торгильс Кнутссон
Выборгский ландшафт с башни св. Олафа
Выборгский ландшафт с башни св. Олафа
Парк Монрепо — усадьба фамилии Николаи
Парк Монрепо — усадьба фамилии Николаи
Фотогалерея

Кронштадт

В XIX в. Иван Гончаров сетовал:

Нам, русским, делают упрек в лени, и недаром. Сознаемся сами, без помощи иностранцев, что мы тяжелы на подъем. Можно ли поверить, что в Петербурге есть множество людей, тамошних уроженцев, которые никогда не бывали в Кронштадте оттого, что туда надо ехать морем, именно оттого, зачем бы стоило съездить за тысячу верст, чтобы только испытать этот способ путешествия? Моряки особенно жаловались мне на недостаток любознательности в нашей публике ко всему, что касается моря и флота [...] Но не знать петербургскому жителю, что такое палуба, мачта, реи, трюм, трап, где корма, где нос, главные части и принадлежности корабля, — не совсем позволительно, когда под боком стоит флот. Многие оправдываются тем, что они не имеют между моряками знакомых и оттого затрудняются сделать визит на корабль, не зная, как «моряки примут». А примут отлично, как хорошие знакомые; даже самолюбию их будет приятно участие к их делу, и они познакомят вас с ним с радушием и самою изысканною любезностью. Поезжайте летом на кронштадтский рейд, на любой военный корабль, адресуйтесь к командиру, или старшему, или, наконец, к вахтенному (караульному) офицеру с просьбой осмотреть корабль, и если нет «авральной» работы на корабле, то я вам ручаюсь за самый приятный прием.

И мысли писателя остаются во многом актуальными, разве что Кронштадт стал значительно доступнее. Город-крепость, город-порт, город — военно-морская база расположен на острове Котлин в Финском заливе. Сейчас остров соединен с материком дамбой и проложенным по ней шоссе — Кольцевой автодорогой.

Кронштадту был посвящен наш последний день, на экскурсию мы выехали уже́ прихватив вещи.

Остров Котлин был шведским, пока Петр I не обратил на него внимание. Когда в 1703 г. навигация завершилась и шведские корабли ушли из залива, у фарватера рядом с островом Котлин начались экстренные строительные работы. Со льда на отмели был насыпан искусственный остров и на нем возведен форт. Единственный для крупных кораблей путь к Невской губе, а следовательно, Санкт-Петербургу, был перекрыт артиллерией форта. В 1704 крепость была освящена и названа Кроншлот («коронный за́мок»), этот год считают датой основания Кронштадта (собственно крепость Кронштадт («коронный город») на Котлине заложена в 1723 г.). Остров постепенно обрастал крепостями и бастионами, отдельно стоя́жими на искусственных островках фортами. Кронштадт стал главной российской военно-морской базой. Все без исключения морские события в истории России на Балтике и очень многие в других морях и океанах так или иначе связаны с Кронштадтом. Исследовать Новую Землю или Японию, открыть Антарктиду — все большие походы начинались в кронштадтской гавани.

С Кронштадтом в новой истории связаны два восстания: одно в 1905 г., родавленное царскими войсками и второе в 1921 (Кронштадтский мятеж), залитое кровью войсками Тухачевского.

Одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Кронштадта — Никольский морской собор, построенный в 1913 г., как главный храм российского флота, памятник всем погибшим морякам. Прообразом его стала стамбульская Айя-София. В советские времена собор значительно пострадал, его реставрации добилась супруга бывшего президента Д. А. Медведева — Светлана Медведева (Линник), родившаяся в Кронштадте. Говорят, что и экстерьер и убранство собора с памятными мраморными досками с именами погибших практически полностью восстановлены. Весной 2012 г. патриарх Кирилл (Гундяев) совершил чин малого освящения собора.

Форт Александр I на искусственном насыпном острове более известен, как Чумной форт. Здесь находились биологические лаборатории, в которых, в частности, создавалась вакцина против чумы. Мы обойдем его в ходе водной прогулки (за дополнительную плату)
Форт Александр I на искусственном насыпном острове более известен, как Чумной форт. Здесь находились биологические лаборатории, в которых, в частности, создавалась вакцина против чумы. Мы обойдем его в ходе водной прогулки (за дополнительную плату)
Малые противолодочные корабли на кронштадтском рейде
Малые противолодочные корабли на кронштадтском рейде
Никольский морской собор Кронштадта
Никольский морской собор Кронштадта
Фотогалерея

Размещение

Программа тура предусматривает проживание в трехзвездочный гостинице Санкт-Петербург. Это крупный городской отель на вид 1970-х годов постройки. Для своего времени был весьма современен и, наверное, крут, сейчас откровенно староват. Тем не менее, это очень неплохой вариант размещения. Из плюсов отеля — расположение. Хоть это и Выборгская сторона, но ее самый ближний к историческому центру край, угол Невы и Большой Невки. Здание по сути с двух сторон окружено водой, из него открывается замечательный вид, прямо напротив стоит крейсер Аврора.

Номера пристойные. Шкафчики, тумбочки, телевизор, крупное зеркало с подсветкой, все как надо. Полы — ковролин. Санузел с ванной и душем. Уборка и смена белья проводилась регулярно и незаметно.

В стоимость проживания включен завтрак в основном ресторане отеля. Шведский стол с достаточно разнообразным набором блюд. Несколько подряд расположенных залов с интерьерами в морской стилистике.

Еще в отеле есть бары, с одной стороны клуб-ресторан Чаплин, с другой — концертный комплекс Аврора, где проходят крупные события питерской культурной жизни (к примеру, в день приезда там выступал Борис Гребенщиков); салон красоты; почтовое отделение; заказ экскурсий и такси; несколько сувенирных магазинчиков; бильярдные столы; у ресепшна постояльцы пользовались бесплатным WiFi-доступом в интернет... Наверное предлагается и много иных услуг, я чего-то не видел, а чего-то уже не вспомню, но гостиница сравнительно солидная, поэтому набор услуг нормален. Персонал на ресепшне, в ресторане и баре достаточно вежлив и внимателен (или хотя бы делает вид, что внимателен к гостям). Горничные, судя по виду, из гастарбайтеров, но их не видно.

Из недостатков кроме возраста гостиницы — проводимый ремонт набережной и площадки перед зданием отеля. Какого-то особого шума вечерами не было, но и вид ухудшился, и неудобства появились, например, переход к Петроградской стороне (в сторону Авроры или Петропавловской крепости) теперь возможен только по узкому проходу между строительных заборов.

Немного о размещении. Вид гостиницы Санкт-Петербург с борта крейсера Аврора
Немного о размещении. Вид гостиницы Санкт-Петербург с борта крейсера Аврора
Одноместный номер отеля Санкт-Петербург
Одноместный номер отеля Санкт-Петербург
Основной ресторан отеля Санкт-Петербург
Основной ресторан отеля Санкт-Петербург
Фотогалерея

Фотографии

Поллный фотоотчет о поездке можно увидеть в отдельной галерее (10 страниц, 117 фотографий)

Благодарности

Хочется поблагодарить руководство и сотрудников АС-тревел и отдельно менеджера Елену Евгеньевну за возможность узнать и почувствовать что-то новое.

Еще раз спасибо,


Сентябрь 2012 г.


Россия
 О стране  Туры и цены  Подмосковье  Соловки  Тува  Шерегеш  Поиск туров  Горные лыжи  Отели  Новости

 Оставайтесь на связи

Забронировать тур, либо уточнить необходимую информацию вы можете у ваших менеджеров-консультантов:
тел.: +7 495 740-29-89, e-mail: ac@actravel.ru

Иван  Щенников
Иван Щенников
менеджер по туризму
 +7 926 384-99-44

Наталья  Нере́тина
Наталья Нере́тина
директор отдела продаж
 +7 929 910-90-60



«АС-ТРЕВЕЛ» ООО
Туроператор, РТО 001262 в едином федеральном реестре туроператоров
Работаем в туризме с 1996 г.
Тел.: +7 495 740-29-89
Адрес: Вернадского просп., д. 37 корп. , Москва, 119415, Россия Координаты: 55.6781291,37.5101855
Мы работаем пн-пт: 10:00—19:00, сб: 11:00—14:00, выходной — вс
E-mail: , cайт: actravel.ru

ООО «АС-ТРЕВЕЛ» © 1996—2024