Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка — расписная точеная деревянная кукла, считающаяся (с долей иронии или совершенно серьезно) чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и «загадочной русской души», воспринимающаяся то верхом искусства, то жутким китчем.
Однако, насколько русской является русская матрешка?
Легендарная первая матрешка с черным петухом. Художник Сергей Малютин (?). Около 1900 г. |
Как у каждого национального символа, у матрешки есть легенда появления. И как во многих легендах правда обросла домыслами. Давайте и мы добавим свою порцию.
Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Легенда называет место появления, имена токаря и художника, первых выточивших и раскрасивших куклу. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.
Практически во всех источниках сказано, что прообразом первой матрешки был японский божок. Действительно во 2-й половине XIX в. В Европе и России появилась мода на все японское, был необыкновенный спрос на японские гравюры любого содержания и качества, экзотические азиатские статуэтки и т. п. Но с конкретным прототипом — «отцом» матрешки ясности нет. Чаще всего звучит имя «старец Фукурума».
Фукурокудзю. Нэцкэ, слоновая кость. 1900-е гг. |
Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья», ситифукудзин. Состав ситифукудзин был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Семь богов действительно были популярны в Японии, например, в эпоху Токугава существовал обычай обходить храмы, посвященные богам ситифукудзин.
Часть приверженцев теории «отцовства» над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.
По другой версии у Фукурокудзю была позаимствована только форма, а рекурсивным содержанием ее наполнил уже на русской почве токарь Василий Звездочкин. Действительно точеная посуда и деревянные разъемные сувениры, вроде пасхальных яиц были, мягко говоря, не в диковинку русским мастерам, т. е. в техническом плане матрешка не представляла собой особой новизны или сложности.
Про построенные на принципе матрешки пасхальные яйца, а заодно про глубокий символизм такой схемы можно прочесть у Пришвина:
...Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца: кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, — раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зеленое, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше...
Михаил Михайлович Пришвин. Курымушка/Кащеева цепь
Современная фигурка Дарумы |
Вторая группа легенд видит родство матрешки и основателя дзэн-буддизма Дарумы. Дарума (達磨) — японский вариант имени Бодхидхарма, так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. «Изобретению» чань-буддизма (или по-японски дзэна) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим.
Интересно, что кроме матрешки и дзэн-буддизма Даруме приписывается еще один полезный вклад. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы.
В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет — так относится в храм и сжигается.
На родстве русских матрешек японской культуре и «обратном» восприятии матрешки японцем построен совместный советско-японский художественный фильм 1966 г. «Маленький беглец» (小さい逃亡者). По сюжету главный герой — десятилетний японский мальчик — получает в подарок от гастролировавшего в Японии русского клоуна Юрия Никулина сувенирный набор матрешек. В поисках отца мальчик бежит в СССР и преодолевает путь с Дальнего Востока до Москвы и Ленинграда, сталкиваясь на пути с рядом трудностей. Главный герой подсознательно чувствует «волшебность» фигурок и при встрече с каждой следующей проблемой загадывает желание у одной из кукол-матрешек. Проблемы чудесным образом решаются, а «сработавшая» матрешка оставлялясь мальчиком.
Кукла Кокэси |
Япония на самом деле ближе России, чем иногда кажется.
Япония
О стране
Туры и цены
Аомори
Киото
Кобэ
Нагано
Нара
Ниигата
Никко
о. Окинава
Токио
Достопримечательности
Лечение
Транспорт
Отели
Авиаперелеты
Виза
Праздники
Статьи
Новости
Оставайтесь на связи
Забронировать тур, либо уточнить необходимую информацию вы можете у ваших менеджеров-консультантов:
тел.: +7 495 740-29-89, e-mail: ac@actravel.ru
Наталья Нере́тина
директор отдела продаж
+7 929 910-90-60