Самолет Ту-154
Ту-154 — трехмоторный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет.
Создавался для замены первых реактивных пассажирских моделей (Ту-104) и турбовинтовых самолетов на линиях средней дальности. Перед КБ стояла задача разработать самолет, не уступающий по основным характеристикаму американскому самолету того же класса Boeing 727.
Первый полет совершил 4 октября 1968 г., поступил в эксплуатацию с 1972 г., серийно выпускался по 2006 г., последний Ту-154М выпущен в 2013 г. В России эксплуатировался в пассажирских перевозках до 2020 г.

Самолет Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетает в аэропорту Шереметьево (Москва, Россия), март 2009

Пилотская кабина самолета Ту-154
Описание самолета
Аэродинамическая схема: свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и задним расположением двигателей.
В пассажирских салонах Ту-154 сравнительно тесно, узкий проход, малое расстояние между креслами. Салон в хвосте — самое шумное место в самолете. Туалеты находятся в хвосте.
В стандартной компоновке (когда салоны разделены на 2 класса) в Ту-154 лучшие места:
- 7—9 ряды в экономе («второй салон», использовался как «бизнес», когда первый салон был «первым классом»). Там шаг кресел 780 мм вместо 720—750 стандартных;
- 28 ряд (у запасных выходов, пространство перед креслом большое, но спинки не откидываются).
Не рекомендуются:
- кресла 10АБВ (ABC) и 11ГДЕ (DEF): спинки не откидываются, шаг кресел меньше.
В варианте самолета, перестроенного под чартерные рейсы, остается только эконом класс.
Лучшие места:
- первый ряд: больше места для ног;
- кресла 4F и 4Е: перед ними нет кресла в третьем ряду;
- и в третьем, и в четвертом рядах шаг кресел чуть больше стандартного;
- 33 ряд: у запасных выходов, пространство перед креслом большое
Модификации Ту-154
- Ту-154Б-2 — модификация, обозначение которой вошло в анекдоты «Стюардесса: приветствую вас на борту самолета Ту-154 Б2. Для интересующихся: Ту — это фамилия советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, 150 — количество пассажирских мест, 4 — члены экипажа, а 2 Б — это мы с Маринкой». На самом деле это вторая версия базовой модели с дополнительными топливными баками, увеличенным числом посадочных мест и большей взлетной массой.
- Размах крыла — 37,54 м
- длина — 47,9 м
- высота — 11,39 м
- крейсерская скорость — 950 км/ч
- дальность полета — до 3000 км
- пассажиров в салоне трех классов — 152-158
- в экономическом — 180
- Ту-154М — оснащен более экономичным двигателями. Первый полет опытного самолета был выполнен в 1982 г. В серийное производство он поступил в 1984 г. До появления Ту-204 самолет Ту-154М был одним из самых экономичных российских пассажирских самолетов. Он являлся одним из немногих отечественных пассажирских самолетов, поставляемых на экспорт.
- Размах крыла — 37,5 м
- дальность полета — до 5200 км

Салон эконом-класса самолета Ту-154

Один из вариантов компоновки салона базовой модели Ту-154 с размещением пассажиров в двух классах